Блог

Какими бывают бензины

Бензин — продукт переработки нефти, горючая жидкость, состоящая из лёгких углеводородов с примесями. Температура кипения вещества зависит от входящих в него примесей и варьируется от 33 до 205 °C. Есть много разновидностей бензина, у которых разное строение молекул и состав. У разных его видов свои химико-физические свойства, поэтому он используется не только для заправки машин. Если выбирать бензиновое топливо правильно, то двигатель прослужит максимально долго, а производимые из бензина материалы будут обладать хорошими качествами.

Использование

Большая часть выпускаемого бензина используется для заправки машин. Автомобильное топливо различается по качеству разным октановым числом и составом присадок. Даже у каждой НПЗ бензин разный — об этом знают все автолюбители. Прежде чем купить бензин, они всегда обращают внимание на производителя, а выбрав лучшего, не изменяют своему выбору. Ведь использование качественного бензина продлевает срок эксплуатации автомобиля.

Специальные виды бензина производят для заправки самолётов с поршневыми авиационными двигателями. Выпускают также виды, которые применяют как сырьё для химической промышленности или растворителей. Из бензина делают парафин, этилен, используют в органическом синтезе. Им чистят, выводят жирные пятна и обезжиривают различные поверхности.

Производство

В основном для получения бензина используют сырую нефть. Есть возможность выделять его из сланцев или битумов, но такие способы обходятся гораздо дороже. Сырую нефть подвергают высокотемпературной (крекинг) или низкотемпературной (риформинг) обработке. После прохождения первичной обработки сырьё очищают и вводят в получившийся состав специальные присадки, за счёт чего повышается качество продукта.

Если коротко описать процесс создания бензина, то происходит всё следующим образом:

  1. Посредством атмосферно-вакуумной перегонки получают легко извлекаемый бензин.
  2. Далее извлекают серу и соли, которые существенно ухудшают качество топлива. Российская нефть перенасыщена серой, поэтому она оценивается инвесторами недорого.
  3. Часть оставшихся нефтяных фракций перегоняют во второй раз, а часть подвергается термокаталитической обработке для получения более высокого октанового числа. После вторичной перегонки фракции подвергают каталитическому риформингу.
  4. После крекинга рвутся молекулярные цепочки от нагрева до 700⁰ С и образуется вторичный бензин.
  5. Далее и те и другие фракции поступают на газофракционирующие установки. Оттуда и из установки каталитического крекинга появляется смесь, которую уже можно считать бензином. Из этой смеси выделяют различные сорта и классы бензина.

От низкотемпературной обработки из сырой нефти выходит около 20% бензина, а при высокотемпературном крекинге его выход доходит до 70%.

Маркировка автомобильного бензина

В России бензин регламентируются ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 со всеми внесёнными изменениями. В продаже на автозаправках можно встретить:

  • АИ 80 — топливо для грузового автотранспорта;
  • АИ 92 — самая «ходовая» марка горючего для легкового транспорта;
  • АИ 95 — премиальная марка топлива;
  • АИ 98 — топливо с высоким октановым числом, предназначенное для машин имеющих изменяемую фазу газораспределения и турбонаддув;
  • АИ 100— топливо с самыми высокими антидетонационными характеристиками. Разрабатывали для гоночных машин. Не пользуется особым спросом, но есть в наличии на многих автозаправках;
  • Брендированные (премиальные) виды.

Как расшифровываются маркировка?

Аббревиатура «АИ» в маркировке означает, что бензин автомобильный и в нём исследовательским методом установлено октановое число (числовое значение, идущее в конце). При этом бензин тестируется при средних нагрузках двигателя.

Октановое число — основная эксплуатационная характеристика продукта. Оно не имеет отношения к процентам и не является показателем качества бензина. Октановое число указывает на детонационную стойкость, а именно какое давление жидкость способна выдержать до самовоспламенения. Если залить бензин марки АИ-98 в ВАЗ-2101, то степень сжатия от этого не изменится, а машина не полетит. Но если в автомобиль более свежей модели залить бензин с ОЧ ниже требуемого, то мотор «застучит» и быстрее износится.

Экологические требования к бензину

В последнее время требования к экологичности топлива постоянно ужесточаются. Автомобилей в мегаполисах становится всё больше, а продукты сгорания очень плохо отражаются на состоянии воздуха. В бензинах марок АИ много дополнительных присадок и прочих компонентов, снижающих экологические параметры этих продуктов. Если бензин выпускается по устаревшим технологиям, то выбрасывается много отравляющих веществ при его сгорании в воздух. Многие страны запретили выпускать и использовать топливо, которое не соответствует установленным стандартам экологичности, так как это приводит к повышению концентрации газов, ухудшающих состояние атмосферы.

Авиационный бензин

Бензины для заправки самолётов отличаются высоким октановым числом и лучшими качественными характеристиками, нежели у автомобильных. Продукты содержат малое количество лёгких фракций, а это снижает риск образования паровых пробок. У авиационного бензина мало примесей, от которых появляются коррозийные процессы или формируется слой нагара. У продуктов хорошая химическая стабильность. Авиабензины маркируются литерой «Б».

Бензин-растворитель

Этот класс продукта используют в химической промышленности. Они применяются для экстрагирования, то есть извлечения определённых веществ из растительного масла, канифоли, озокерита. Такими продуктами разводят различные лакокрасочные изделия, устраняют жирные пятна. Сфера использования бензинов-растворителей крайне широка.

Химическое совершенствование бензинов и ужесточение экологических требований к ним уменьшают нагрузку на окружающую среду, но от этого увеличиваются цены на топливо. Постоянное увеличение стоимости влечёт за собой подорожание всех продуктов и услуг и делает автомобили менее доступными для большинства людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *